Beeline Казахстан: секрет успеха кроется в людях
⏱ Время прочтения — 6 минут
Кто в вашей компании отвечает за формирование корпоративной культуры?
За формирование корпоративной культуры в любой компании отвечает каждый сотрудник. Так и в нашей компании культуру формирует каждый сотрудник, а вектор задают топ-менеджеры. Главный заказчик — СЕО. А вот системно управлять всем процессом, конечно, должны эксперты, которые занимаются корпоративной культурой. В Beeline Казахстан за создание здоровой и амбициозной корпоративной культуры отвечает специальное подразделение — "Служба Культуры и Счастья", в которой работают менеджеры по внутренним коммуникациям, Lean-менеджер, Project-менеджер, менеджеры по развитию бренда работодателя и деврелы.
Как вам удалось выстроить успешную корпоративную культуру?
Создание, выстраивание и развитие корпоративной культуры — это постоянный процесс. В 2018 году в общую бизнес-стратегию компании была внесена стратегическая цель «КУЛЬТУРА И ЛЮДИ», которая является одной из важных корпоративных целей. Это означает, что забота и счастье сотрудников также важны для успеха нашей компании, как, например, прибыль, и мы уделяем достижению этой цели много внимания и ресурсов. Мы понимаем, что именно люди делают компанию успешной и фокус на людей и их благополучие во всех проявлениях лежит в основе стратегии по работе с корпоративной культурой. Есть несколько ключевых проектов, которые характеризуют наш подход в построении культуры Beeline Казахстан.
Paperless — мы всей компанией переходим на безбумажный документооборот при помощи электронной цифровой подписи. Это не только экологично, но и избавляет наших сотрудников от многих часов лишней и бессмысленной работы, а также привязки к офисам и позволяет им работать дистанционно. На сегодня 98% кадровых документов мы ведем в онлайн-формате и без использования "мокрой" подписи. Если в начале 2020 года только 2% всего документооборота компании было в безбумажном формате, то сегодня это более 54% электронного документооборота.
LEAN — философия бережливого производства у нас внедрена во все функции. Над этим работают Lean-менеджеры и Lean-навигаторы, чьи задачи заключаются во внедрении культуры Lean-философии, в которой каждый несет ответственность за оптимизацию тех процессов, с которыми он работает. Здравый смысл и постоянное совершенствование в задачах и процессах должны присутствовать всегда, чтобы никому не приходилось делать бессмысленную работу и тратить на это драгоценные ресурсы. Благодаря Lean в 2020 году было сэкономлено 26 448 человеко-часов. В 2021-м прогнозируем оптимизировать 30 200 ч/ч. Главный показатель для нас — это оптимизация процесса: в среднем наши процессы стали на 70% быстрее.
Коммуникации — мы за прозрачность и открытость во внутренних коммуникациях. Наша внутренняя корпоративная соцсеть Workplace — место, где каждый сотрудник может высказать мнение. Соцсеть работает без модерации, каждый может стать ньюсмейкером и инфлюенсером внутри компании, создать сообщество по профессиональным и личным интересам. Коммуникации выстроены в формате диалога не только сверху вниз, но и снизу вверх. Все основные площадки, где участвуют топ-менеджеры компании, транслируются в прямых эфирах.
В people-менеджменте мы применяем продуктовый подход. Каждая наша инициатива начинается со сбора данных и не выходит в боевой режим без тестирования на пилотной группе. Мы отслеживаем и анализируем весь путь нашего сотрудника. Это помогает нам повысить качество HR-инициатив и вовлеченность сотрудников. Новые подходы в работе с людьми теперь необходимы, не просто чтобы соединять бизнес и людей, а наполнять смыслом работу в компании, давать энергию бизнес-стратегии через развитие людей и их компетенций.
Какие «плюшки» есть у ваших сотрудников?
Их можно долго перечислять. У нас есть все стандартное, что положено иметь крупным работодателям и сверх того:
- Бесплатные консультации психологов для всех сотрудников.
- Возможность выбора гибкого графика. Дистанционный формат работы.
- Внештатные врачи (помимо медицинской страховки) для сотрудников и их семей.
- Бонусные дни отпуска для тех, кто вовремя использовал основной отпуск в 28 дней — да-да! Мы поощряем тех, кто вовремя отдыхает.
- По пятницам можно уделять время на саморазвитие в рабочие часы. Мы называем эту традицию Smart Friday.
- Безлимитный доступ к онлайн-библиотеке "Альпина" и курсам от LinkedIn Learning, WebTutor, Coursera, а также сотням собственных курсов в Beeline Academy.
- Наши сотрудники могут бесплатно посещать несколько коворкингов в Алматы и Нур-Султане, включая самые популярные Sail и Smart.Point.
- Поездки в автобусе за 1 тенге при оплате с баланса.
- Корпоративный Яндекс.Такси для сотрудников, который можно использовать и в личных целях.
- Субсидирование ипотеки.
- Конструктор льгот.
Практикуете ли вы корпоративную адаптацию новичков? Как она проходит?
У нас есть эксперт по адаптации, который занимается постоянным анализом и улучшением процесса адаптации, прорисовкой пути новичка. Это очень большая и важная работа, от которой зависит первое впечатление сотрудника о компании. В первый день каждый новичок получает welcome box со всякими ништяками. Для более чем 70% новичков процесс адаптации проходит в онлайн-формате. Мы научились управлять этим процессом практически бесшовно. Эффективная адаптация включает постоянное взаимодействие с новым сотрудником в течение первых 3 месяцев его жизни в компании: это и обязательные ежемесячные встречи с CEO, где новички могут задать любой вопрос, рассказать о себе или поделиться первым впечатлением, это и специальные вводные курсы в Beeline Academy. У каждого новичка есть свой Buddy (куратор), который ему все объясняет, показывает и поддерживает во время испытательного срока. Постоянные обязательные встречи 1:1 новичка и руководителя помогают легкой адаптации нового сотрудника.
Доступны ли вашим сотрудникам гибкий график и удаленная работа?
Да, мы за свободу. Свободу выбора и самоорганизацию. По программе BeFlex "Work from Anywhere" наши сотрудники могут работать из любой точки не только Казахстана, но и всего мира. Есть те, кто работает из Испании, России, Грузии, Украины, Японии, Кореи, Турции и других стран, временно или постоянно. Некоторые из них настоящие диджитал номады. Кстати, BeFlex дает возможность работать не только дистанционно, но и выбирать гибкий формат работы. Большинство сотрудников перешли на дистанционку в марте 2020 года. По сей день более 72% работают дистанционно. Мы разработали специальное приложение "Мой офис", в котором можно забронировать себе место в любом из наших офисов, если решишь прийти и поработать. Мы сотрудничаем с несколькими коворкингами в Алматы и Нур-Султане, куда наши сотрудники могут приходить бесплатно и работать, если им так ближе и удобнее. На удаленке мы также запустили внутренние школы ап-скиллинга и ре-скиллинга для сотрудников, где каждый может повысить квалификацию или получить новую профессию онлайн и бесплатно, а затем перейти в другое направление — стать разработчиком, product-менеджером, scrum-мастером и так далее. У нас в компании большой спрос на IT- специалистов, ведь мы трансформируемся из телеком-оператора в digital-оператора и активно развиваем новые направления бизнеса: Big Data, IT-продукты, IoT, RPA, отказываемся от большинства вендоров и переходим на внутреннюю разработку сервисов и продуктов, а также активно продаем эти решения на рынке Казахстана и СНГ. Поэтому мы готовы вкладываться в наших сотрудников и помогать им адаптироваться к новой реальности.
Есть ли у вас лайфхаки, как оптимизировать работу такого большого штата сотрудников?
Не знаем, можно ли их назвать лайфхаками. Мы постоянно внедряем новые практики, технологии и фреймворки, которые помогают повышать эффективность и делать процессы прозрачными и понятными. Lean: в каждом подразделении есть Lean-менеджер. Его задача — распространять культуру Lean и вовлекать сотрудников, поощрять их Lean-инициативы. Со временем каждый начинает видеть нелогичные процессы, лишние шаги, потери ресурсов и улучшать все вокруг себя. Мы внедрили RPA (Robotic Process Automation). Роботизация (RPA) нацелена на то, чтобы упростить множество рутинных бизнес-задач. Мы получаем идеи для автоматизации от сотрудников из всех функций, приоритезируем их по принципу наибольшего количества экономии времени и роботизируем. С марта 2020-го по мы роботизировали 252 заявки из 538 поданных, сэкономив таким образов 35 120 человеко-часов за этот период. Также были внедрены успешные программы по рескиллингу и апскиллингу сотрудников, а также марафоны по RPA, благодаря которым в отдел по роботизации перешли 13 сотрудников — они уже успешно роботизировали 95 процессов и проанализировали 232 процессов.
Бывают ли у вас внерабочие мероприятия? Какие?
Их очень много. Мы обязательно готовим активности, конкурсы, приятные сюрпризы для наших сотрудников и их семей. Для нас важно не просто сплотить сотрудников в разных точках страны и вне, для нас важно также, чтобы все активности, которые мы реализовываем, создавали тот самый уровень счастья и причастности, который влияет на бизнес-результаты компании. И дистанционный формат не преграда, более того, стало традицией привлекать на мероприятия семьи наших сотрудников. Приведу пару примеров. В одном из опросов мы выявили, что летом нашим сотрудникам сложнее сконцентрироваться на рабочих задачах на удаленке, потому что дети находятся на летних каникулах и требуют больше внимания и времени. Чтобы помочь нашим сотрудникам справиться с этой задачей, мы организовали для детей онлайн-курсы по шахматам и веб-мастерингу с профессиональными преподавателями и запустили онлайн-школу программирования. Помимо этого, мы понимаем, что таланты наших сотрудников — это не только их рабочие задачи. Среди наших сотрудников много любителей кулинарного искусства, у нас в компании работают люди из разных стран, и ,конечно, много тех, кто хотел бы научиться готовить что-то необычное. Мы организовывали ряд мастер-классов онлайн, где одни коллеги учили других новым рецептам, при этом участвовали и семьи наших билайновцев. Подобные циклы мастер-классов на темы здорового образа жизни, финансовой грамотности, спорта, питания мы организовываем часто. Радует, что все это инициируют и проводят сами сотрудники. Не только отдых сближает людей в компании, совместное развитие — тоже мощный инструмент для сплочения команд. С прошлого года каждая вторая половина пятницы у нас Smart Friday. В это время сотрудники не назначают рабочие звонки или встречи, а посвящают саморазвитию: проводят командные брейн штормы, коуч-сессии и т.д. Помимо стандартного обучения в школах Beeline Академии, мы организовываем различные внерабочие образовательные роуд-шоу и программы. Недавно закончилась "гонка" Tour de Science — в течение нескольких недель сотрудники организовывали мастер-классы, разброс тем был от искусства презентаций до покера и стиля. В итоге среди участников в прямом эфире разыграли велосипед и много других ценных призов. Сплочение — это не только развлечения, но и совместные благотворительные инициативы. Недавно стартовал проект Beeline Charity Run — сотрудники вступают в сообщество в Strava и целый месяц формируют привычку, бегают и ходят, фиксируя количество шагов в приложении. Каждый километр приравнен к деньгам, которые компания переведет на благотворительность. За первые 10 дней проекта более 280 сотрудников сделало около 600 тренировок. Сотрудники вместе собираются разными группами и командами, проводят вместе время не только с пользой для себя и команды, но и для общества в целом. Это только то, что организовали за последние пару месяцев. Конечно, самыми активными и инициаторами многих активностей у нас являются топ-менеджеры. Необычные форматы поздравлений с праздником, открытость и юмор наших менеджеров — это ценно. Стендапы, видеоролики с юмористическими сюжетами, "прожарки" менедежеров, пародии, шоу талантов, цветные пятницы для всей компании, празднование больших и маленьких побед — то, что набирает максимальное количество лайков и комментариев в нашей внутренней социальной сети. Например, новогоднее шоу талантов в формате figital набрало 5 тыс. просмотров и около 7 тыс. комментариев. Смотрели почти все сотрудники Beeline.
Секрет успеха вашей компании?
Секрет успеха кроется в людях. Это банально, но это правда. Счастливый сотрудник = счастливый клиент, а счастливый клиент — это успех. Поэтому мы делаем так много, чтобы привлечь и удержать правильных людей, создать для них все условия, сделать их счастливыми.